Западная культура 19 века


Век победы буржуазных революций. Три крупных события: Великая французская революция, ПП, образование США. В итоге новый тип цивилизации. Люди переезжают в города, формируются элементы массовой культуры, ориентированные.

В системе мысли – поступательное развитие – эволюция.
Философы: Гегель, Маркс, Дарвин «происхождения видов».

Время светского мировоззрения, церковь потеряла контроль над обществом. Многие страны пришли к веротерпимости.

В искусстве и культуре – много стилевая организации, основные и наиболее яркие – литература, живопись, музыка.

Классицизм.
Начал складываться в 17 веке.
Принципы: обращение к античной культуре, рационализм, симметрия, сдержанность. Герои произведений обладают стойкостью перед превратностями судьбы. Для них общее выше личного. Строгая иерархия жанров высокий стиль (ода, трагедия, эпос), низкий (басня, комедия натюрморт, пейзаж).

Литература. Гете – основоположник немецкой литературы. «Фауст». Шиллер – теоретик. Поэт »Мария Стюарт». Шенье – автор гимнов и революционно патриотических трагедий «Кай Грахт» .

Изобразительное искусство. Яркую роль сыграли живописцы. Скульпторы Франции Жак Луи Давид – возродил традиции античности «Клятва Горациев», пишет портреты Наполеон. Ученик Давида – Жан Огюст Энгр – мастер композиции, строго тонкого рисунка. Автор картин на исторические темы «Завтрак Людовика 13» поздние классические тенденции оказали большое влияние на развитие академизма в французском искусстве.

Скульптура Торвальдсон – холодная сдержанность, идеализация образов «Янсон».

Развитие театр, применял все стили, новые жанры – мелодрама, водевиль. Музыка. Госсек, Мегюль - новый жанр «опера спасения» - идея борьбы с тиранией и благополучная развязка., «Людоиска» Керубине, эти идеалы нашли отражение в творчестве Бетховена.


Романтизм.
Романтическому искусству свойственны: отвращение у буржуазной действительности, недоверие к культу разума. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычная обстановка, в которых действовали герои.

Литература.
Германия. 1.Генрих Фон Клейст – талантливый драматург, новеллы «Амфитрион» 2. Гофман « Повелитель блох» - элементы сатиры, в его творчестве огромную роль играла музыка. 3. Генрих Гейне («Романсеро») – о торжестве зла над добром, разочаровании буржуазной действительности.
Англия. 1.Байрон «Паломничество Чайльд Горольда» - человек бежит на Восток в поисуах страстей. 2. Дж. Китс «Огонь» - оды. 3.Бишу Шелли аллегорическая поэма «Королева Маб» - порочность современного общества.
Франция. 1.Франсуа Рене де Шатобриан «Дух христианства» - спасение через обращение к религии. 2.Жермена де Сталь «Карина» - право женщины на чуства. 3. Виктор Гюго – острые социальные проблемы. 4..Жорж Санд «Валентина».

Музыка.
Германия. 1.Роберт Шуман «Бабочки» - фортепианные циклы. 2.К.Вебер «Ундина» Гофмана, народно-легендарная и сказочная опера «Вольный стрелок». 3. О.Николои «Виндзорские проказницы» - по Шекспиру. 4. Рихард Вагнер «Тангейзер» - опера отличается огромной выразительностью, огромный вклад в искусство.
Франция. Гектор Берлиоз – драматургическая симфония «Ромео и Джульетта», комическая опера «Бронзовый конь».
Италия. Новое направление оперного жанра. 1.Дж.Россини «Итальянка в Алжире» - обращение к произведениям Вольтера, Шекспира. 2. Беллини «Норма» - глубокий лиризм, выразительность мелодий. 3.Г.Доницетти «Дочь полка».
Венгрия. Ференц Лист «Фауст-симфония».
Польша. Фредерик Шопен – композитор, пианист.

Изобразительное искусство.
Франция. 1.Теодоро Жерико «Плот Медузы». 2.Энжен Делакруа – полотна на мотивы поэзии Байрона.3.График и карикатурист Оноре Домье «Печатник, ставший на защиту своей печати».

Архитектура.
Англия – промышленная архитектура, строительство новых кварталов, проспектов. Утвердился неоготический стиль (и церкви и дома). 1861г. – хрустальный дворец в Лондоне.

Реализм.
Изменения в обществе воплотились в реализме. Правдивость деталей и показ типических характеров в типических обстоятельствах – главный принцип реализма. Социальные противоречия и недостатки кап строя определили резкое критическое отношение к нему писателей.

Литература.
Франция. 1. Беранже «Король Ивето». 2.Стендаль «Красное и черное». 3.Оноре де Бальзак «Отец Горио» - нравы и противоречия жизни Франции. 4. Мериме «Жакерия» - исторический роман. 5. Гюстав Флобер «Мадам Бовари». 6. Мопассан «Лучший друг».
Англия. 1.Вальтер Скотт «Айвенго» - создатель исторического романа. 2.Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста». 3.Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия» - пороки буржуазного общества. 4. Б.Шоу «Тележка с яблоками». 5. Г. Уэллс «Человек-невидимка» - классик научно-фантастической литературы. Скандинавские страны. 1.Ибсен «Приведение».

Музыка.
Италия. Самый массовый демократический жанр – опера. 1.Джузеппе Верди «Макбет», «Аида», «Отелло», «Риголетто». 2. Дж. Пучинни «Богема» - в основе жизни достоверные сюжеты.
Франция. Лирические оперы.1. Масне «Манон». 2. Бизе «Кармен». Родина оперетты – Эрве «Маленький Фауст», Оффенбах «Орфей в аду»
Австрия. Венские оперетты. Штраус. Англия. Оперетты. Саливан »передник».

Изобразительное искусство.
Франция 1.Милле «Сборщицы колосьев»2. Курбе «Дробильщики камней».3. Мане – колорист »в лодке».
Англия. Пейзажная живопись. 1. Тернер «Караблекрушение».2. Конатебле «Прыгающая лошадь» ввел в обиход художников слово этюд.
Испания. Гойя – серия оффоротов «Бедствия войны».

Символизм.
Франция Артуа Рембо – попытки выйти за пределы реальности, уловить его с помощью идей, символов

Импрессионализм.
Моне, Камиль Писарро идея – обновление искусства, преодоление академизма.
Основные черты: свежесть и разнообразность красок, зыбкость очертаний. Последователи: Огюст Роден – скульпт, Муз – Дюбесси, Морис Равель, Арх – Эйфелева башня.Театр.
Франция. Критический реализм(Сара Бернар), балет – родина современного балете – Италия «Ла Скала».


Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн