Предпосылки возникновения и начальные этапы развития игры в детстве.

Игра - ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определённые правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребёнка отходят на второй план, и на первый план выходит чёткое выполнение правил игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали. Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребёнок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причём правильность выполнения этих правил ими жёстко контролируется. В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Роль игры в развитии психики ребёнка:
1) В игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками;
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо";.
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо);
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности);
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Теории детской игры. В советской психологии игра исследуется с 30-х годов. Впервые проблему создания теории детской игры поставил Выготский Л. С. Он определяет игру как исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Выготский считает, что игра есть целевая деятельность; по мере развития осознается цель игры, рассматривая в качестве подтверждения этого положения спортивные игры, т. е. игры с вырожденной мнимой ситуацией. Мнимость в теории Выготского является центральным моментом игры. Она и определяет сознание играющего ребенка, двойной план этого сознания. Это выделение легло в основу теории Эльконина Д. Б. Он определяет игру следующим образом: «... Человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Игра связана с социальным взаимодействием, и поэтому он считает игрой в чистом виде ролевую игру. Первичным, важнейшим и неразложимым элементом игры, по мнению Д. Б. Эльконина, является игровая роль, определяющая действия игрока. Именно в значении роли проявляется социальная сущность игры. Игры не возникает там, где нет ролей.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн