Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причём правильность выполнения этих правил ими жёстко контролируется. В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Роль игры в развитии психики ребёнка:
1) В игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками;
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо";.
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо);
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности);
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Теории детской игры. В советской психологии игра исследуется с 30-х годов. Впервые проблему создания теории детской игры поставил Выготский Л. С. Он определяет игру как исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Выготский считает, что игра есть целевая деятельность; по мере развития осознается цель игры, рассматривая в качестве подтверждения этого положения спортивные игры, т. е. игры с вырожденной мнимой ситуацией. Мнимость в теории Выготского является центральным моментом игры. Она и определяет сознание играющего ребенка, двойной план этого сознания. Это выделение легло в основу теории Эльконина Д. Б. Он определяет игру следующим образом: «... Человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Игра связана с социальным взаимодействием, и поэтому он считает игрой в чистом виде ролевую игру. Первичным, важнейшим и неразложимым элементом игры, по мнению Д. Б. Эльконина, является игровая роль, определяющая действия игрока. Именно в значении роли проявляется социальная сущность игры. Игры не возникает там, где нет ролей.
Главная страница =>Психология=>к оглавлению