Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста (Д.Б.Эльконин).

Главная тенденция в развитии подростка - переориен-
тация общения с родителей и учителей на сверстников.
Общение со своими сверстниками - ведущий тип дея-
тельности в подростковом возрасте.
1. Общение является для подростков очень важным ин-
формационным каналом.
2. Общение - специфический вид межличностных от-
ношений, он формирует у подростка навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от-
стаивать свои права.
3. Общение - специфический вид эмоционального кон-
такта. Дает чувство солидарности, эмоционального бла-
гополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает две проти-
воречивые потребности: потребность в принадлежности
к группе и в обособленности (появляется свой внутрен-
ний мир, подросток испытывает потребность остаться на-
едине с собой). Подросток, считая себя уникальной лич-
ностью, в то же время стремится внешне ничем не
отличаться от сверстников. Типичной чертой подростко-
вых групп является конформность - склонность человека
к усвоению определенных групповых норм, привычек и
ценностей, подражательность. В отношениях исходного
возрастного равенства подростки отрабатывают способы
взаимоотношений, проходят особую школу социальных
отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки
учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заин-
тересованность, совместное постижение окружающего
мира и друг друга становятся самоценными. Общение
оказывается настолько притягательным, что дети забыва-
ют об уроках и домашних обязанностях. Связи с родите-
лями, столь эмоциональные в детские годы, становятся
не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны
подросток доверяет уже не родителям, а обретенному
другу. При этом в категорической форме отстаивает пра-
во на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких
обсуждений и комментариев по поводу не только недо-
статков, но и достоинств друга.
В отношениях со сверстниками подросток стремится
реализовать свою личность, определить свои возможно-
сти в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему
нужны личная свобода и личная ответственность. И он от-
стаивает эту личную свободу как право на взрослость.
Деятельность общения чрезвычайно важна для фор-
мирования личности в полном смысле этого слова. В этой
деятельности формируется самосознание - основное но-
вообразование этого возраста - социальное сознание,
перенесенное внутрь.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн